Недавно друг подвозил меня в аэропорт. Машина была дорогая и мощная. «Две тонны разгоняются за несколько секунд до сотни!» — сказал он и надавил на педаль. «Ласточка» действительно взлетела, доставив радость обитателям салона. С нашим сознанием дела обстоят иначе. Установится парадигма и всё, хоть кол на голове теши. Даже если она очень странная и нелогичная, даже если те, кто пытаются расколдовать тебя, говорят очень убедительно, понятно и правдиво – всё равно держишься за своё.
чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣шн̣а
прамāтхи балавад др̣д̣хам
тасйāхам̇ ниграхам̇ манйе
вāйор ива су-душкарам
Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер. (Бхагавад-Гита 6.34)
Сколько раз убеждался на личном опыте, что слушаю и читаю сквозь фильтры установленных однажды директив. Да это и не плохо само по себе, ведь было бы странно метаться из стороны в сторону при малейшем соприкосновении с новыми взглядами словно осенний лист, терзаемый порывами ветра. Сомнения, проверка, сопоставление, обдумывание, время. Обычно, чтобы поменять мнение, требуется много раз услышать новое, постепенно свыкнуться с ним, ведь своя позиция всегда кажется ближе и правильнее: я уже так долго с ней живу, она моя. Нужно пройти путь от «нас учили по-другому» через «выглядит непривычно, но очень логично» до «как же я раньше этого не понимал».
асамш́айам̇ махā-бāхо
мано дурниграхам̇ чалам
абхйāсена ту каунтейа
ваирāгйен̣а ча гр̣хйате
Господь Шри Кришна сказал: О могучерукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий. (Бхагавад-Гита 6.35)
дурниграхам апи мано’бхйāсена сад-гурӯпадишт̣а-пракāрен̣а парамеш́вара-дхйāна-йогасйа мухур ануш́ӣланена ваирāгйен̣а вишайешв анāсан̇гена ча гр̣хйате сва-хаста-ваш́ӣкартум̇ ш́акйата итй артхах̣ | татхā ча пāтан̃джала-сӯтрам – абхйāса-ваирāгйāбхйāм̇ тан-ниродхах̣ ити
«Хотя ум крайне сложно обуздать, но всё же он покорится благодаря ежедневно повторяющимся усилиям следовать наставлениям истинного гуру и практике памятования о Всевышнем (наставления помогают прийти к памятованию и закрепиться на этом уровне, и ситуация будет меняться только в том случае, если практика совершается изо дня в день в течении долгого времени, таково значение слова абхйāсена), а так же отречению от объектов наслаждения чувств.
То же самое говорится в Йога-сутре Патанджали (1.12): абхйāса-ваирāгйāбхйāм̇ тан-ниродхах̣ — «Все склонности читты можно обуздать с помощью непрерывных усилий и отречения».» (Сарартха Варшини)
Священные писания бездонны, истина гораздо ближе, чем нам порой кажется, ум инертен. Нужно прилагать усилия, чтобы суметь остаться живым и искренним искателем сокровищ трансцендентного знания. Пожалуйста, миллионы раз прошу вас: цените шастры, ачарьев и великих преданных наших дней, не торопитесь с выводами и не ленитесь в своих поисках Кришны.
этāвад эва джиджн̃āсйам̇
таттва-джиджн̃āсунāтманах̣
анвайа-вйатирекāбхйāм̇
йат сйāт сарватра сарвадā
Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами. (Шримад-Бхагаватам 2.9.36)