Невозможно «выдавить» из себя лидера. Если качеств нет, то никто тебя не признает и не будет следовать за тобой, даже если организация выдала грамоту, удостоверяющую «супергеройские» полномочия. Но когда есть приверженность бхакти, то преданный прорывается на новые рубежи сам и ведёт за собой других. Этих других может быть немного, у каждого свои горизонты. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не назначал Шрилу Прабхупаду ачарьей. При этом жизнь показала, что он им является. Шрила Прабхупада назначил преемников, но жизнь показала, что многие из них недотягивали. При этом некоторые из тех, кого не назначали на большие официальные должности, до сих пор радуют своей чистотой и преданностью Прабхупаде. Они — наши герои, наши главнокомандующие. Настоящее живёт вечно, искусственное — разрушается. Нет поводов для беспокойств.
нāсато видйате бхāво
нāбхāво видйате сатах̣
убхайор апи др̣шт̣о ‘нтас
тв анайос таттва-дарш́ибхих̣
Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого. (БГ 2.16)
Сильнее всего швы начинают трещать, когда между лидерами одной организации возникают разногласия. Поводов предостаточно. Начиная с философских расхождений, заканчивая управленческими стратегиями. Если на уровне «больших вождей» диалоги могут строиться весьма культурно и сдержанно, то на уровне их последователей, как правило, всё протекает гораздо острее. Они словно маленькие реплики своих лидеров. Карикатуры с очень яркими гротескными чертами, готовые ожесточённо сражаться за любую деталь, ставшую вычурно яркой в их умах. Когда лидеры начинают сильно расходиться во мнениях, то их последователи закипают праведным гневом. В лучшем случае нас ждёт «холодная война» по правилам полного игнорирования друг друга, в худшем — «горячая» с острыми выпадами и неожиданными ударами.
Конфликт может быть вызван:
- Неприемлемым отклонением одной из сторон.
āчāрйера мата йеи, сеи мата сāра
тāн̇ра āджн̃ā лан̇гхи’ чале, сеи та’ асāра
Наказ духовного учителя — это действующее начало духовной жизни. Любой, кто преступает указание духовного учителя, немедленно становится бесполезным. (ЧЧ, Ади, 12.10)
- Разным видением в подходах проповеди и развития общества, разным расставлением философских акцентов:
на хй экасмāд гурор джн̃āнам̇
су-стхирам̇ сйāт су-пушкалам
брахмаитад адвитӣйам̇ ваи
гӣйате бахудхаршибхих̣
Хотя Абсолют один и только один, мудрецы описывают Его по- разному. Поэтому невозможно получить прочные, исчерпывающие знания только от одного духовного учителя. (ШБ 11.9.31)
- Заблуждениями, которые со временем будут рассеяны:
сиддхāнта балийā читте нā кара аласа
ихā ха-ите кр̣шн̣е лāге судр̣д̣ха мāнаса
Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне. (ЧЧ ади 2.117)
Мы естественным образом уже за кем-то следуем. Что мы можем предпринять, чтобы не стать карикатурными последователями с горящими злобой и высокомерием глазами?
- Важно глубоко разбираться в позиции, утверждениях, настроении нашего лидера. Какие-то вещи можно обсуждать с ним, спрашивать, а не додумывать его мнение.
- Не менее важно не торопиться с выводами и вникать в позицию других преданных. В какой-то момент может выясниться, что для войны слишком мало поводов, или их попросту нет.
- Не обязательно всем со всеми дружить и сотрудничать. Мы можем соприкасаться с близкими по духу преданными. Не обязательно лезть туда, где всё противоречит нашим убеждениям. Так можно только расстроиться и поссориться лишний раз.
йасйа йат-сан̇гатих̣ пум̇со ман̣иват сйāт са тад-гун̣ах̣ |
сва-кула-рддхйаи тато дхӣмāн сва-йӯтхāн эва сам̇ш́райет
Человек обретает качества того, с кем он общается, словно кристалл приобретает цвет предмета, находящегося рядом с ним. Поэтому мудрец ради процветания своей семьи примет прибежище у тех, кто обладает такими же качествами как и он сам. (БРС 1.2.229)
- Если станет очевидна наша неправота, то мы подвинемся. Важно найти истину, у нас нет других интересов и предубеждений. Либо нас убеждают на основе шастр, либо не убеждают, другого пути просто нет. У каждого свой внутренний компас, своё чутьё на Абсолютную Истину.
этāвад эва джиджн̃āсйам̇
таттва-джиджн̃āсунāтманах̣
анвайа-вйатирекāбхйāм̇
йат сйāт сарватра сарвадā
Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами. (ШБ 2.9.36)
1 комментариев
Громадное человеческое спасибо!