Вокруг так много людей, которые превосходят нас. Они умные, быстро читают, хорошо запоминают, владеют языками, быстро соображают и ориентируются в изменяющихся условиях, красиво поют, сочно выражают свои мысли на бумаге или в словах, рисуют, занимаются спортом, сочиняют стихи, эффектно и от всего сердца поклоняются божествам, потрясающе служат духовному учителю, знают книги наизусть, глубоко понимают священные писания…Иногда можно почувствовать себя странно. А как же я, а я-то, что? У меня же тоже есть таланты и способности! С одной стороны, можно начать оглядываться и вертеть головой в поисках тех, кто уступает нам, чтобы почувствовать себя комфортно. С другой стороны, можно просто порадоваться за то, что так много замечательного происходит вокруг. На контрасте с великими можно впасть в депрессию, даже без попытки стащить их на свой уровень, а просто в смиренном настроении: «Живут же люди. Я так никогда Кришне служить не смогу. Какой во мне смысл? Поменять что-то в лучшую сторону нет никакой возможности».
прачинанам бхаджанам атулам душкарам шрнвато ме
наирйасена джвалати хридайам бхакти-лесаласасйа
вишва-дричим агхахара тавакарнйа карунйа-вичим
аша-биндукшитам идам упетй антаре ханта шаитйам
Мне невыносимо больно слышать о великом служении и аскезах вайшнавов прошлого. Сердце мое сгорает в огне отчаяния, потому что, сравнивая себя с ними, я понимаю, что у меня нет ни капли бхакти. О Господь, убийца Агхасуры, когда я слышу, что волны Твоего милосердия омывают каждого от Господа Брахмы до самого незначительного живого существа, тогда мое сердце орошается прохладными каплями надежды. (Става-мала, неозаглавленная молитва, 2)
Великие вайшнавы приходят не для того, чтобы мы почувствовали себя плохо, хотя понимание своего незначительного положения – вещь хорошая. Так что не только для того. Они приходят столько всего нам подарить, научить нас многому, показать пример. Потрясающий, запредельный, нескучный пример. Такой пример, который не может и не должен оставить нас равнодушными. Как бы мы жили и как развивались без их подарков? Мы действительно нужны, Кришна помнит о нас, мы не безразличны Ему, посмотрите на это чудо – Он отправляет самых близких и дорогих спутников уговорить нас полюбить Его, стать частью семьи.
вйадхасйачаранам дхрувасйа ча вайо видйа гаджендрасйа ка
кубжайах ким у нама рупам адхикам ким тат судамно дханам
вамшах ко видурасйа йадава-патер уграсйа ким паурушам
бхактйа тусйати кевалам на ча гунаир бхакти-прийо мадхавах
Было ли благочестие у охотника Дхармы, зрелость у Дхрувы и знание у Гаджендры? Была ли Кубджа красива, а Судама – богат? Разве Видура обладал благородным происхождением, а Уграсена – храбростью великого воина? Господа Мадхаву можно удовлетворить только преданностью, а не материальными достоинствами. Шри Дакшинатйа (Падьявали, 8)
От нас не требуется быть великими. Если кто-то может – здорово, если нет – нет проблем. Кришне нужна наша любовь, наше сердце, наше сознание. Всё остальное у Него уже есть. Он может накрутить баллы интеллекта, наделить физической силой, ораторским талантом, всем, чем угодно. Он уже это делает, у нас уже что-то есть, но это всё второстепенно. По-настоящему важно то, насколько мы привязаны к Кришне, насколько нам дороги преданные. И больше от нас ничего не требуется – любить и быть живыми, тянуться, прикладывать усилия в нужном направлении. Измерения происходят по другой шкале, мы к этому не привыкли, но нам надо потихоньку перестраиваться. Со временем мы станем самыми счастливыми и независимыми. Меня любит Кришна, а я люблю Его — что ещё может иметь значение? Со стороны Кришны всё в порядке, осталось только нам ответить на вопрос: «Что тебе нужно?» Или вернее: «Кто тебе нужен?» Ну и конечно же было бы замечательно научиться ценить людей, которые дали правильный ответ на этот вопрос, даже если во всём остальном они простые и ничем особым не выделяются.
джнанаваламбаках кечит
кечит кармаваламбаках
вайам ту хари-дасанам
пада-транаваламбаках
Некоторые склонны к умозрительным знаниям, а другие — к корыстной деятельности. Что касается меня, то я принимаю прибежище у лотосных стоп слуг Господа Хари. Шри Мадхава Сарасвати (Падьявали, 58)