В наше время, когда засилье коучеров и мотиваторов достигает небывалого размаха, всё громче и громче слышится в среде преданных призыв: «Товарищи, братья, сёстры, друзья, господа! Пришло время развивать в себе качества, добродетели мирские! Только став настоящими людьми мы сможем стать преданными!»
Это же практично. Преданные проповедуют друг другу. Просят перестать врать, трусить, лицемерить, лентяйничать. Взывают к порядочности, доброте, ответственности и пунктуальности. Ну не про Кришну же и Его Имя на лекциях говорить. Он будет доволен нашим достойным поведением, богатством и качествами благородными, а без них что мы за преданные?
вйāдхасйāчаран̣ам̇ дхрувасйа ча вайо видйā гаджендрасйа кā
кубджāйāх̣ ким у нāма рӯпам адхикам̇ ким̇ тат судāмно дханам
вам̇сах̣ ко видурасйа йāдава-патер уграсйа ким паурушам̇
бхактйā тушйати кевалам̇ на ча гун̣аир бхакти-прийо мāдхавах̣
Было ли благочестие у охотника Дхармы, зрелость у Дхрувы и знание у Гаджендры? Была ли Кубджа красива, а Судама – богат? Разве Видура обладал благородным происхождением, а Уграсена – храбростью великого воина? Господа Мадхаву можно удовлетворить только преданностью, а не материальными достоинствами. (Падьявали, 8 текст)
Простой вопрос сиддханты, но, похоже требуются разъяснения, время всё размывает. «Проповедники своих выдумок» говорят уверенно и напористо, их речи нравятся массам, которые по простоте душевной всё меньше и меньше обращаются к шастрам, следуя за своими просветителями, которые подобны светлячкам.
«В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно увидеть множество светляков, мерцающих, как огоньки. Однако небесные светила, звезды и луна в это время не видны. Точно так же в Кали-югу атеисты и грешники выдвигаются на первый план, а те, кто истинно следует предписаниям Вед и стремится к духовному освобождению, находятся в тени. Нынешняя эпоха, Кали-юга, для живых существ подобна сезону дождей, когда небо затянуто тучами. В это время подлинное знание отступает под натиском материальной цивилизации. Умствующие философы, атеисты и изобретатели псевдорелигиозных учений видны всем, как огоньки светляков, а те, кто строго следует предписаниям Вед и указаниям священных писаний, скрыты за тучами Кали-юги. Люди должны научиться пользоваться светом настоящих небесных светил: солнца, луны и звезд. Они не должны довольствоваться огоньками светляков. Ведь светляки не способны рассеять ночную тьму. Но даже в сезон дождей небо иногда очищается от туч, и становятся видны звезды, луна и солнце.» (Кришна, Верховная Личность Бога, 20 глава «Описание осени»)
Двенадцатая глава Бхагавад-гиты практически полностью посвящена качествам преданного, который дорог Кришне. Какова природа этих качеств? Откуда они возникли? Как преданный их развивал?
Вот что пишет Вишванатха Чакраварти Тхакур в Сарартха Варшини (комментарий на Бхагавад-Гиту, 12.20)
«эте бхактй-уттха-ш́āнтй-уттха-дхармā на прāкр̣тā гун̣āх̣ бхактйā тушйати кр̣шн̣о на гун̣аих̣ итй укта-кот̣итах̣
Бхакти порождает умиротворение (характеризующееся радостным контролем чувств в силу наличия высшего вкуса), которое становится причиной возникновения всех перечисленных качеств, которые не являются материальными, поскольку в восьмом стихе Падьявали говорится: бхактйā тушйати кр̣шн̣о на гун̣аих̣ — «Кришне нравится только бхакти, и никакие мирские добродетели Его не удовлетворят». В шастрах есть множество подобных утверждений».
Ту же самую мысль Вишванатха Чакраварти Тхакур проводит в своём комментарии на Бхагавад-Гиту 13.8-12:
«атрāшт̣адаш́а бхактāнāм̇ джн̃āнинāм̇ ча сāдхāран̣āни кинту бхактаих̣ майи чāнанйа-йогена бхактир авйабхичāрин̣ӣ итй экам эва бхагавад-анубхава-сāдханатвена йатнатах̣ крийате | анйāни спатадаш́октāбхйāсаватāм̇ тешāм̇ свата эвотпадйанте на ту тешу йатна ити сāмпрадāйикāх̣
Первые восемнадцать качеств являются общими для преданных и гьяни. При этом преданные прикладывают усилия только для интенсивной практики бхакти (майи чāнанйа-йогена бхактир авйабхичāрин̣ӣ). Чтобы вступить в общение с Господом, преданный непременно должен искренне практиковать экантика-бхакти. Семнадцать качеств, начиная со смирения, естественным образом проявляются в преданном, который практикует авьябхичарини-бхакти или интенсивное чистое преданное служение. Ему не нужно прилагать отдельные усилия, чтобы обрести эти качества. Так принято в сообществе преданных (сампрадае).»
Хотите прямых праман из Шримад Бхагаватм на тему первичности бхакти, которая порождает качества и не зависит от материальных добродетелей? Пожалуйста:
йасйāсти бхактир бхагаватй акин̃чанā
сарваир гун̣аис татра самāсате сурāх̣
харāв абхактасйа куто махад-гун̣ā
маноратхенāсати дхāвато бахих̣
В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Вaсудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели? (ШБ 5.18.12)
Фрагмент комментария Шрилы Прабхупады на этот стих:
В «Чайтанья-чаритамрите», в восьмой главе Ади-лилы, перечислены некоторые качества преданных. Например, там говорится, что Шри Пандит Харидас отличался благонравием, снисходительностью, был умиротворен, великодушен и серьезен. Кроме того, его слова и поступки приносили всем радость, он был очень терпелив, ко всем относился с уважением и заботился о благе каждого. В нем не было и капли двуличия, и он никогда не совершал ничего предосудительного. Всё это качества Самого Кришны, поэтому они естественным образом проявляются у любого, кто становится преданным Кришны.
випрāд дви-шад̣-гун̣а-йутāд аравинда-нāбха-
пāдāравинда-вимукхāт ш́вапачам̇ варишт̣хам
манйе тад-арпита-мано-вачанехитāртха-
прāн̣ам̇ пунāти са кулам̇ на ту бхӯримāнах̣
Если брахман — пусть он даже обладает всеми двенадцатью брахманскими достоинствами— не предан Господу и не желает укрыться под сенью Его лотосных стоп, он, несомненно, стоит ниже преданного, который родился среди собакоедов, но посвятил все свои мысли, слова, действия, богатства и саму жизнь Верховному Господу. Такой преданный способен очистить всю свою семью, поэтому он лучше так называемого брахмана, который кичится высоким происхождением, но не может очистить даже самого себя. (ШБ 7.9.10)
Не удержусь и приведу фрагмент из комментария Шридхары Свами под названием Бхавартха Дипика к этому стиху:
эвам̇ бхактйаива кевалайā харес тошах̣ самбхаватӣтй уктам идāнӣм̇ бхактим̇ винā нāнйат кин̃чит тат-тоша-хетур итй āха—випрāд ити
Только беспримесным чистым преданным служением можно доставить удовольствие Господу Хари. Без такой преданности никакими другими способами (например, развитием замечательных качеств) невозможно порадовать Господа. С таким намерением произносится стих.
Только посмотрите какие качества считаются никчёмными при отсутствии бхакти. Большинству «развивателей» добродетелей и не снилось такого достичь:
дхармаш́ ча сатйам̇ ча дамас тапаш́ ча
хй амāтсарйам̇ хрӣс титикшāнасӯйā
йаджн̃аш́ ча дāнам̇ ча дхр̣тих̣ ш́рутам̇ ча
вратāни ваи двāдаш́а брāхман̣асйа
Религиозность, правдивость, контроль чувств, аскетизм, отсутствие зависти, скромность, терпимость, проведение жертвоприношений, раздача пожертвований, решимость, знание шастр, следование обетам – таковы двенадцать добродетелей брахмана. (Махабхарата, 5.43.12)
йад вā
ш́амо дамас тапах̣ ш́аучам̇ кшāнтй-āрджава-вирактатāх̣
джн̃āна-виджн̃āна-сантошāх̣ сатйāстикйе двишад-гун̣āх̣
Контроль ума и чувств, аскетизм, чистота, всепрощение, простота, отрешённость, теоретическое знание шастр, реализованное знание, удовлетворённость, правдивость, религиозность – таковы 12 добродетелей
йато бхакти-хӣнасйаите гун̣ā гарвāйаива бхаванти, на ту ш́уддхайе
Если бхакти нет, то качества порождают гордость, ни о каком очищении и речи не идёт.»
То же самое сказано в «Хари-бхакти-судходае»:
бхагавад-бхакти-хӣнасйа
джāтих̣ ш́āстрам̇ джапас тапах̣
апрāн̣асйева дехасйа
ман̣д̣анам̇ лока-ран̃джанам
Если человек чужд преданному служению, то его знатное происхождение, знание священных писаний, все аскетические подвиги, которые он совершил, и ведические мантры, которые он произнес, сродни украшениям на мертвеце, которого наряжают, чтобы потешить толпу.
Вот что сказали брахманы по поводу своих достояний, когда увидели великий подвиг своих жён, у которых не было таких достижений, но была преданность. Брахманы поняли, что несмотря на все свои качества они были лишены бхакти.
дхиг джанма нас три-вр̣д йат тад
дхиг вратам̇ дхиг баху-джн̃атāм
дхик кулам̇ дхик крийā-дāкшйам̇
вимукхā йе тв адхокшадже
[Брахманы сказали:] Будь прокляты все три наших рождения, наш обет целомудрия и наши глубокие познания! Будь проклято наше знатное происхождение и наше умение совершать ведические ритуалы! Все это тлен, ибо мы питаем вражду к трансцендентной Личности Бога. (ШБ 10.23.40)
Кто всё ещё считает, что чистая бхакти не может жить в осквернённом сердце? Хотите привести цитаты наподобие того, что в первую очередь нужно стать человеком, а потом уже и преданным? Тогда получите очередную порцию от Вишванатхи Чакраварти Тхакура:
Сарартха Варшини (комментарий на Бхагавад-Гиту, 9.31)
атра этāдр̣ш́а-дурāчāрасйāпи ананйа-бхакти-ш́раван̣āд ананйа-бхактāбхидхāйака-вāкйешу сарватра на видйате’нйат-стрӣ-путрāдйāсакти-видхарма-ш́ока-моха-кāма-кродхāдикам̇ йатрети купан̣д̣ита-вйāкхйā на грāхйети
Услышав описания ананья-бхакти некоторые могут подумать, что ананья-бхакта – это только тот, кто свободен от дурных качеств, таких как скорбь, заблуждение или гнев, возникающие из привязанности к жене, детям и прочему. Однако подобное толкование, исходящее от мнимых учёных, необходимо отвергнуть.
Но что же делать с утверждениями про то, что надо сначала стать человеком, очиститься, а потом можно будет нормально практиковать бхакти? Бхакти сама очищает сердце преданного и порождает все благие духовные качества. Садхана бхакти станет причиной очищения и постепенно преданный доберётся до ништхи, а затем сможет полноценно практиковать рагануга бхакти, которая начинается с уровня ручи. Очистись при помощи бхакти и сможешь практиковать бхакти на новом уровне, по-настоящему, без анартх и невежества!
смарантах̣ смāрайанташ́ ча
митхо ‘гхаугха-харам̇ харим
бхактйā сан̃джāтайā бхактйā
бибхратй утпулакāм̇ танум
Преданные Господа постоянно говорят между собой о Личности Бога. Так они всегда помнят Господа и напоминают друг другу о Его качествах и лилах. Своей преданностью принципам бхакти- йоги они доставляют удовольствие Верховному Господу, и Он избавляет Своих верных слуг от всего неблагоприятного. Преодолев все препятствия, преданные обретают чистую любовь к Богу, и тогда в их одухотворенных телах даже в этом мире начинают проявляться признаки трансцендентного экстаза (встающие дыбом волосы и т. д.). (ШБ 11.3.31)
Так, мы сейчас допишемся тут! Загубим жизни неквалифицированных для практики бхакти людей. Нужно же им с чего-то начинать. Ну не хотят они бхакти-йогой заниматься, вот и говорят им про развитие качеств всяких, дают разные практики для этого, заставляют тренинги проходить. Даже Кришна говорит в Бхагавад-Гите (3.26):
на буддхи-бхедам̇ джанайед
аджн̃āнāм̇ карма-сан̇гинāм
джошайет сарва-кармāн̣и
видвāн йуктах̣ самāчаран
Чтобы не вносить смятение в умы невежд, привязанных к плодам своего труда, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, трудясь в духе преданного служения Господу, он должен занимать их разнообразной деятельностью [чтобы они могли постепенно развить в себе сознание Кришны].
Вишванатха Чакраварти Тхакур в Сарартха Даршини 1.5.17 цитирует Бхагавад-Гиту (3.26), а потом пишет следующее:
«ити ш́рӣ-гӣтопанишад-вāкйена карма-тйāджанам̇ нишиддхам̇ сатйам̇ тадж-джн̃āнопадешт̣р̣-вишайам эва джн̃āнасйāнтах̣каран̣а-ш́уддхй-адхӣнатвāт | тач-чхуддхес ту нишкāма-кармāдхӣнатвāт | бхактес ту сватах̣ прāбалйāд антах̣каран̣а-ш́уддхи-парйантāнапекшатвāт на бхуктй-упадешт̣р̣-вишайам | йад уктам̇ ш́рӣмад-аджитена
Это наставление для проповедников гьяны. Поскольку практика гьяны требует предварительного очищения антах-караны через практику нишкама-кармы. Бхакти сама может очистить антах-карану и поэтому не зависит от нишкама-кармы. Бхакти наделена исключительным могуществом и независимостью, вплоть до независимости от степени чистоты антах-караны. Наставление из Бхагавад-Гиты (3.26) не относится к проповедникам бхакти, это подтверждается в ШБ 6.9.50:
свайам̇ них̣ш́рейасам̇ видвāн
на вактй аджн̃āйа карма хи
на рāти рогин̣о ‘патхйам̇
вāн̃чхато ‘пи бхишактамах̣
Тот, кто сам обладает знанием о высшей цели жизни, не будет учить невежественного кармической деятельности. Ибо лучший врач не будет давать больному есть то, что запрещено, даже если больному это хочется.»
Осталась последняя лазейка для любителей делать всё что угодно, кроме шраванам и киртанам. Бхакти зависит от милости преданных. Они могут прийти к человеку с желанием наградить его милостью, а он некультурный, неказистый, качеств никаких особо нет. Садху могут просто не захотеть пролить милость на грубого, недисциплинированного, погрязшего в пороках человека. То ли дело, если святые встретят светящегося, благородного дворянина, ну и не удержатся же, наверняка помогут ему преданностью «разжиться». Поэтому качества важны как предварительная ступень для того, чтобы расположить садху. Сейчас посмотрим, что по этому поводу думает Вишванатха Чакраварти Тхакур.
те майй апетāкхила-чāпале ‘рбхаке
дāнте ‘дхр̣та-крӣд̣анаке ‘нувартини
чакрух̣ кр̣пāм̇ йадйапи тулйа-дарш́анāх̣
ш́уш́рӯшамāн̣е мунайо ‘лпа-бхāшин̣и
Хотя эти последователи веданты по своей природе были беспристрастны, они благословили меня своей беспричинной милостью. Я же умел владеть собой и не имел привязанности к играм, хотя и был еще ребенком. К тому же я был послушен и не говорил больше, чем надо. (ШБ, 1.5.24)
Комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура:
«йадйапи те тулйа-дарш́анāх̣ суш́ӣлешу дух̣кха-ш́ӣлешу ча сат-курватсу тираскурватсу ча сад-āчāрешу дурāчāрешу ча джагадж-джанешу йадйапи сама-др̣шт̣айах̣, ‘ко вā тешāм анугрāхйах̣, ко вā нигрāхйах̣ ?’ тад апи майи кр̣пāм̇ чакрух̣ | сарватра сāмйе’пи махатсу бхарата-прахлāдāдишу кр̣пāйā ваишамйа-дарш́анāд ити бхāвах̣ |
атра мат-сауш́ӣлйāнувр̣ттй-āдикам анапекшйаива пратхамам̇ кр̣пāм̇ чакрух̣ | таташ́ ча тат-кр̣пā-джанйа-сауш́ӣлйāнувр̣ттй-āдикам̇ пунар апи тешāм̇ кр̣пāтиш́айасйаива кāран̣ам абхӯд ити тешāм̇ нирупāдхикаран̣атвам апй аваш́йам эва вйāкхйейам | те йадйапи тулйа-дарш́анāс тад апи ачāпалйāди-гун̣а-виш́ишт̣е майи кр̣пāм̇ чакрур ити вйāкхйāне гун̣а-доша-дарш́ана-прасактйā тешāм̇ тулйа-дарш́анатвам̇ вйāханйета | пратхама-кр̣пāйāш́ ча нирупāдхитвам̇ на сйāд ити на татхā вйāкхйейам |
кр̣пā хи двивидхā—гун̣а-майӣ ниргун̣ā ча | татрāдйā сарвешāм̇ сāм̇сāрикāн̣āм апи сарватра гун̣опāдхикā йатхā-самбхавам̇ бхавет, гун̣āпāйе тад-апāйаш́ ча доше двешāдайаш́ ча | двитӣйā ту нистӣрн̣а-сам̇сāрāн̣āм̇ тāдр̣ш́āнāм̇ парама-бхактиматāм̇ нирупāдхикаива сарватра сāмйена мāйикам апи гун̣ам анапекшйа
Литературный перевод
Великие души обладают абсолютным состраданием, которое не разделяет людей на достойных и недостойных, праведников и грешников, благородных и низких. Нет таких качеств в этом мире, положительных или отрицательных, которые могли бы вызвать их расположение или недовольство. Ведь в противном случае их сострадание нельзя назвать беспристрастным, и оно становится подобным тем чувствам, которые переживает каждый в этом мире — желание делать добро в ответ на добро, или зло в ответ на зло.
Тем не менее на кого-то они проливают свою милость, а кого-то игнорируют, следуя своему внутреннему настроению, которое порождено их преданностью к Господу (Это подтверждается в ШБ 10.20.36).
гирайо мумучус тойам̇
квачин на мумучух̣ ш́ивам
йатхā джн̃āнāмр̣там̇ кāле
джн̃āнино дадате на вā
Осенью горы иногда низвергали потоки чистой воды, а иногда — нет, словно знатоки духовной науки, которые иногда раздают нектар трансцендентного знания, а иногда хранят его в себе.»
Они бросили на меня свой сострадательный взгляд, сразу же создавший всё необходимое благочестие для практики бхакти. Благодаря их милости во мне пробудились духовные качества, такие как послушание, благонравное поведение, желание следовать за ними. Эти качества, которыми они наградили меня, позволили мне обрести ещё больше их милости.
Объём статьи, санскрит и наглость подачи надёжно защищают от большого количества просмотров. Но уж слишком много раз мне задавали этот вопрос, подогревали желание обстоятельно обсудить эту тему.
Подведём итоги.
►Кришну можно удовлетворить только преданностью.
►Бхатки не зависит от материальных качеств.
►Материальные достояния без бхакти сопровождаются гордостью.
►Бхакти порождает духовные качества и очищает сердце, не нужно отдельных усилий или других практик.
►Садху создают наше благочестие для практики бхакти. Они не смотрят на наши материальные качества (и это здорово, а иначе никаких шансов нет).
►Нужно практиковать шраванам, киртанам и т.д., а не ерундой всякой заниматься.
тасмāн мад-бхакти-йуктасйа
йогино ваи мад-āтманах̣
на джн̃āнам̇ на ча ваирāгйам̇
прāйах̣ ш́рейо бхавед иха
Поэтому для йога, занятого в развитии чистой преданности Мне, с умом, сосредоточенном на Мне, ни практика Атма-гьяны, ни практика ваирагйи почти никогда не несут в себе высшего блага (Шрейаса). (ШБ 11.20.31)
йат кармабхир йат тапасā
джн̃āна-ваирāгйаташ́ ча йат
йогена дāна-дхармен̣а
ш́рейобхир итараир апи
сарвам̇ мад-бхакти-йогена
мад-бхакто лабхате ‘н̃джасā
сваргāпаваргам̇ мад-дхāма
катхан̃чид йади вāн̃чхати
Все, чего можно достичь с помощью кармической деятельности, аскезы, знания, отречения от мира, мистической йоги, благотворительности, исполнения религиозных обязанностей и всех прочих методов, способствующих обретению совершенства жизни, Мой преданный легко получает, с любовью служа Мне. Если по какой- то причине Мой преданный хочет попасть на райские планеты, освободиться от материального рабства или жить в Моей обители, он без труда обретает эти благословения. (ШБ 11.20.32-33)