Чему надо учиться? Или даже так: чему учит наставник, шикша-гуру, дикша-гуру в традиции гаудия-вайшнавизма? Сейчас можно процитировать стихи о девяти методах преданного служения и их предназначении (ШБ 7.5.23-24), можно вспомнить определение чистого преданного служения (БРС 1.1.11), или пять могущественных анг (ЧЧ Мадхья 22.128). Но, памятуя о том, что шраванам и киртанам выделяются во множестве источников как основные, самые могущественные, лидирующие, необходимые, питающие всё остальное, мы приведём стих именно о них.
ма̄лӣ хан̃а̄ каре сеи бӣджа а̄ропан̣а
ш́раван̣а-кӣртана-джале карайе сечана
«Обретя семя преданного служения, необходимо заботиться о нем. Для этого нужно стать садовником и посадить это семя в своем сердце. Если регулярно орошать семя водой шраваны и киртана [слушания и повторения], то оно прорастет». (ЧЧ, Мадхйа, 19.152)
Вот она — суть жизни преданного. Садху Санга, в которой Святое имя и Шримад Бхагаватам являются полновластными правителями и самыми почитаемыми господами, которых обожают, которым служат и милостью которых поддерживают свою жизнь. Мы часто забавляемся тренировками по развитию способности различать друг от друга аропа-сиддха-бхакти (деятельность, которая не является бхакти по форме, но становится ей в результате предложения Господу), санга-сиддха-бхакти (гьяна и карма становятся составными частями бхакти, когда используются в качестве помощников в преданности), сварупа-сиддха-бхакти (всегда благоприятные анги бхакти – шраванам, киртанам и т.п., направленные на удовлетворение Господа, никогда не теряющие своего статуса, даже если выполняются с отвлечением сознания). При этом забывается суть презентации этих форм бхакти Дживой Госвами в «Бхакти-сандарбхе». Он подводит нас к тому, что сварупа-сиддха-бхакти — самая могущественная, к ней надо стремиться, а другие формы не дадут полного результата, они не способны заменить её.
свайам̇ них̣ш́рейасам̇ видва̄н
на вактй аджн̃а̄йа карма хи
на ра̄ти рогин̣о ’патхйам̇
ва̄н̃чхато ’пи бхишактамах̣
Чистый преданный, постигший науку преданного служения, никогда не посоветует невежде заниматься кармической деятельностью ради мирского наслаждения, не говоря уже о том, чтобы помогать ему в этом. Такой преданный подобен опытному врачу, который, несмотря на капризы пациента, ни за что не позволит ему есть вредную для здоровья пищу. (ШБ 6.9.50)
Аудитория склонна заигрывать с лекторами, подопечные — с наставниками, ученики — с гуру. «Научите нас жить в материальном мире!» «Решите наши проблемы!» «Развлекайте нас!» «Пробудите в нас энтузиазм похвалой и упрощением процесса, сделайте скидки!» «Расскажите про предназначение и поиск профессии!» «Научите жить семейной жизнью и играть роли мальчиков и девочек!» «Подскажите как заработать?!» Вайшнав не пойдёт на это. Он хочет дать нам Кришну и вывести из этой западни. У него не поднимется рука закопать нас в этой сырой земле материальных устремлений. Он любит нас.
Мы будем обижаться и брыкаться. Нас будут выводить на чистую воду и порой мы будем противны самим себе. Нас исцелят, у нас появится стремление слушать о Кришне и повторять Его имена. Наконец-то хватит на это времени, сил и желания.
эвам̇ джанам̇ нипатитам̇ прабхава̄хи-кӯпе
ка̄ма̄бхика̄мам ану йах̣ прапатан прасан̇га̄т
кр̣тва̄тмаса̄т сураршин̣а̄ бхагаван гр̣хӣтах̣
со ’хам̇ катхам̇ ну виср̣дже тава бхр̣тйа-сева̄м
О мой Господь, о Верховная Личность Бога, лелея в сердце материальные желания, которые приходили одно за другим, я шел той же дорогой, что и все, с каждым шагом приближаясь к темному колодцу, кишащему змеями. Но Твой слуга Нарада Муни милостиво сделал меня своим учеником и объяснил, как достичь трансцендентного положения. Поэтому моя первейшая обязанность — служить ему. Могу ли я перестать служить ему? (ШБ 7.9.28)
Значимость шраванам и киртанам настолько неочевидна для нас, что мы неправильно переводим книги с санскрита. Например, 4-ая глава Мадхурья кадамбини, где говорится о превосходстве привязанности к слушанию и повторению над качествами характера преданного. Обычно нам выдают версию с точностью до наоборот. Вот правильный перевод:
«Преданному служению способствуют такие добродетели как смирение, почтительность и сострадание. Склонные к самоконтролю вайшнавы могут проявлять стабильность в этих качествах в отсутствие устойчивости (ништхи) в бхакти. Но преданные, менее склонные к дисциплинированности ума, не проявляют этих качеств, хотя устойчивость (ништха) ими уже достигнута. Только проницательный и мудрый преданный сможет распознать наличие или отсутствие ништхи, другие будут ошибаться.
тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣
ка̄ма-лобха̄дайаш́ ча йе
чета этаир ана̄виддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати
Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества: похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье. (ШБ 1.2.19) (здесь описываются уровни бхакти — ручи и асакти согласно комментарию Вишванатхи Чакраварти Тхакура, что означает присутствие камы и лобхи на предыдущей стадии — ништхе) Отсутствие или наличие интенсивности в совершении шраванам и киртанам – лучший критерий для определения того, достиг преданный ништхи или нет.»
К тем, кто развил привязанность к шраванам и киртанам, кто хочет её развить, и к тем, кто не понимает ценности такой привязанности, я обращаю один и тот же вопрос. Задаю его с разным выражением лица и эмоциями внутри себя: «От кого ваша преданность?»